Модель личности в ТА

Э. Берн выделил в каждой личности 3 компонента: Родитель, Взрослый и Ребенок (эго-состония). Автоматически во время общения личность находится в одном из этих трех состояний. Кто-то используется все три эго-состояния, а кто-то в разных ситуациях всегда будет общаться из одного.

Родитель

Это установки и правила, которые мы получили от наших родителей, значимых близких, кумиров детства. В этом состоянии мы знаем как «нужно делать» и «должно быть» (контроль) и знаем опекать окружающих (забота). Чрезмерное проявление опеки и контроля может превратить личность в тирана или удушающего заботой.

Взрослый

Находясь в этом эго-состоянии личность способна принимать взвешенные и обдуманные решения исходя из анализа ситуации и собственных возможностей. Без опоры на чье-либо мнение.

Ребенок

Хранитель наших ранних эмоций, переживаний и потребностей в отношении себя и других. В этом состоянии мы можем действовать спонтанно, бунтовать, искренне радоваться и подавлять собственные желания в угоду кому-то.

Рэкетные чувства

Это чувства, которые мы используем для достижения результата, и которые мы воспринимаем как «правильные» и «хорошие» и замещаем ими те чувства, кторые были запрещены нам в детстве (Пример: часто девочкам запрещают выражать злость и она замещается слезами).

Сценарий жизни

План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было определено с самого начала. Принимается ребенком на основании собственных ранних переживаний и является для него оптимальным существования в семье и окружающем мире.

Жизненная позиция

Это совокупность наших представлений о себе и окружающих. Уже к 2-3 годам у детей формируется представление о ценности окружающих, они решают, какой мир для них, какие роли и как они собираются играть.